(0 голосовали)
03.09.2015 17:35

Предисловие к одному бардовскому сборнику

Автор  Администратор

Данный текст представляет собой фрагменты предисловия к одному из печатных сборников авторской песни. Автор статьи А. Петрина.
---------------------------------------------
Практически неопровержимым является тот факт, что слово в авторской песне важнее, чем музыка. Именно слово приковывает внимание слушателя своим богатым поэтическим и семантическим содержанием, заставляет прислушиваться от начала до конца звучания песни.
Но всё же это не «чистая» поэзия, в авторской песне присутствует музыка, как правило – в виде голоса - мелодии с аккомпанементом под гитару. Следовательно, музыка заслуживает отдельного внимания.

Оставим в стороне вопросы теории музыки, т.к. подавляющее большинство современных бардов едва ли знакомы с ними, что, впрочем, не мешает им сочинять песни. И это замечательно. «Неиспорченные образованием» авторы используют в своём творчестве музыкальную лексику современной популярной музыки и иногда даже создают маленькие шедевры, которые по богатству красок и оттенков, по удивительному слиянию слова и музыки могут встать в один ряд с выдающимися произведениями профессиональных композиторов - песенников.

Но авторскую песню нельзя назвать композиторской. Дело здесь не только в отсутствии музыкального образования. Существуют принципиально различные подходы к творчеству.

Профессиональный композитор в процессе сочинения, как правило, пытается разрешить какую - либо техническую задачу, используя при этом весь арсенал известных ему средств и приёмов, накопленных предшествующими поколениями композиторских школ. Барды же действуют эмпирически, основываясь на собственном музыкально - слуховом опыте. Разумеется, присутствие творческого вдохновения является необходимым условием в обоих случаях.

Итак, авторскую песню нельзя назвать композиторской, так что же, она – народная? Чтобы ответить на это вопрос, сопоставим авторскую и народную песню (имеется в виду традиционная народная песня без какой - либо профессиональн ой обработки). Несомненно, здесь можно найти много общего. Например – форма бытования.

Как известно, народная пеcня передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Авторская песня хоть и бывает «написана пером», чаще всего распространяется именно так им же способом, услышанная однажды, она запоминается слушателем и продолжает своё существование уже в устной форме .
Исполнение авторской песни невозможно себе представить без слушателей, большинство из которых образуют постоянный (стабильный) круг общения. Так возникает коллективность , и в этом ещё одно сходство с народной песней. Следующим связующим звеном является доступность: практически любой человек, даже лишённый слуха и голоса может принимать участие в созидании песни, не боясь при этом резкой критики со стороны окружающих.

Вследствие этого возникает следующее: один человек песню спел, другой услышал, спел по - своему, как смог запомнить, или творчески переосмыслил услышанное, и в результате мы имеем иногда большое количество вариантов одной песни, что авторство теряется, и появляется анонимность, так же свойственная и народной песне.

Но ведь и сами барды бывают так изобретательны в своих импровизациях, что одну и ту же песню могут каждый раз исполнять по - разному, так что уже нельзя определить, где основной вариант, а где вариация. (Причем, это возможно на протяжении звучания одной песни.)

Так мы установили ещё два «мостика» между авторской и народной песней: вариативность и импровизационность. Из всего вышеизложенного может возникнуть мнение, что авторская и народная песня – это одно и то же. Однако, это не так.
Проведём границу. Народная песня возникла в процессе многовековой эволюции народного сознания, она впитала в себя все оттенки изменения мировоззрения, при этом изменяясь и развиваясь вместе с ним. Она – результат деятельности коллективного разума. Авторская песня изначально создавалась одним человеком, и даже, если она приобретала анонимность, всё же установление авторства возможно. В народной песне – нет.
Далее, коллективность тоже по - разному понимается в этих жанрах. В традиционной народной песне индивидуальное растворяется в коллективе, все чувства и настроения отдельного человека выражаются от имени общины. В авторской песне индивидуальное, интимное чувство преобладает над коллективным, слушатель может по собственному желанию это чувство разделять или нет, при этом оставаясь полноправным членом коллектива.
Кроме того, это различие в понимании коллективности выражается в форме исполнения. Народная песня предполагает хоровое или ансамблевое исполнение (за исключением нескольких сольных жанров – плачей, колыбельных и т.д.). Авторская песня более ориентирована на сольное исполнение, чем на хоровое или ансамблевое, хотя последнее не исключается.
Ещё существуют не менее принципиальные различия в поэтике, музыкальной лексике и композиции, которые не являются предметом исследования данной статьи.
Замечательным явлением в авторской песне является тот факт, что нет чётких непереходимых границ между автором, исполнителем и слушателем. Даже в течение одного концерта автор становится исполнителем, а после слушает других исполнителей, которые, в свою очередь, могут быть и слушателями и авторами, а практически любой зритель - слушатель может подпевать автору - исполнителю, становясь таким образом исполнителем. Все участвуют в творческом процессе возникновения песни. Трудно себе такое представить на концерте классической музыки, не правда ли?
Так авторская песня становится «живым организмом», и любая её запись, будь то лист бумаги или магнитная плёнка, запечатляет лишь один конкретный факт из этой жизни. В этом и состоит главная трудность при оформлении публикаций бардовских сборников – живое звучание песни может иногда несколько отличаться от записанного образца.

Для того чтобы наиболее достоверно запечатлить всю мелодию, нужно было бы выписать нотами все куплеты от начала до конца песни. Однако это было невозможно в рамках настоящего сборника. Поэтому музыкальный редактор счёл возможным отразить наиболее типические мелодические обороты, которые иногда могут и не соответствовать живому звучанию песни.
В этом случае у исполнителя возникает законный вопрос – как быть? Как разучивать ту или иную песню? Я думаю, что ответ на этот вопрос заложен в природе жанра. Кто является исполнителем авторской песни, если не творчески одарённый человек? И отнестись к процессу разучивания песни он должен творчески. Переосмыслив авторскую мелодию, пропустив её через себя, он может найти и открыть в ней новые грани. Я надеюсь, что читатель понимает разницу между понятиями «переврать» авторскую мелодию и «переосмыслить» её.
Разумеется, желательно послушать разучиваемую песню в авторском или чьём - либо другом исполнении, по возможности, сравнить её звучание у разных исполнителей, а уже потом пытаться это сделать самостоятельно.

Last modified on 03.09.2015 17:46

Адреса и контакты

  • Адрес Клуба:
    Санкт-Петербург,
    Московский проспект, 189
  • Телефон:
    +7(812) 209-08-64